GAZ-21.SU — Общесоюзный клуб волговодов


Подключение дополнительных потребителей тока

Как быть, если в автомобиле появились дополнительные потребители тока, например, противотуманные фары? Многие подключают их на аккумулятор. Однако это совершенно неправильно, и может привести к проблемам. Как минимум, при таком подключении искажаются показания амперметра.

Вообще, амперметр — индикатор текущего состояния аккумуляторной батареи. Стрелка влево — идёт разряд, это не хорошо, в некоторых случаях говорит о неисправности (если это на ходу, значит обрыв ремня). Стрелка вправо — батарея забирает назад отданное, идёт зарядка. Стрелка вертикально — батарея выполнила свои задачи и фактически выключилась из работы, т.е. перестала потреблять ток, а напряжение в бортсети поддерживается генератором — как и должно быть в большинстве случаев. На этом функции амперметра заканчиваются, и ток через него идти не должен.

Что же будет, если подключить, скажем, дополнительные фары на аккумулятор? При включении фар с неработающим двигателем амперметр не зафиксирует разряд аккумуляторной батареи. При работе мотора ток с генератора пойдёт не только на зарядку аккумулятора, но и на питание фар, и пойдёт именно через амперметр. Последний будет показывать слишком большой зарядный ток, и зарядку даже тогда, когда батарея полностью зарядится. И в этом кроется основная неприятность. Если к неверным показаниям ещё можно привыкнуть, то ситуация, когда через амперметр ток (и не малый — фары берут около 100 Вт, что соответствует 8 амперам тока, по закону Ома при постоянном напряжении 12-13 вольт) течёт постоянно, может кончиться тем, что он, как минимум, перегорит, а то и устроит короткое замыкание на массу кузова, что может привести к пожару, потере генератора и необходимости менять проводку.

Схема ниже наглядно иллюстрирует, что происходит при неправильном подключении дополнительных потребителей. Красным квадратиком обозначена плюсовая клемма батареи, куда они подключены. Зелёным — путь тока от генератора к этим потребителям. Видно, что он проходит через амперметр, да ещё и через клемму стартёра. Да и длина проводов чрезмерная.

Таким образом, следует подключать дополнительные потребители тока так, чтобы ток к ним проходил через амперметр как можно реже — а именно, при работе бортсети от аккумулятора, а не от генератора. То есть, подключать к генератору. Однако напрямую можно подключать только к генераторам переменного тока. К штатному генератору Г-12 — нет. Вместо этого следует использовать клемму «Б» реле-регулятора РР-24, расположенного в моторном отсеке (отмечена синим квадратиком). Это удобно для подключения фар, а если ваши потребители находятся в салоне, то нет смысла тянуть отдельный провод, поскольку от клеммы «Б» уже он есть на амперметр. Проще всего взять «+» с центральной клеммы замка зажигания (см. схему выше).

Единственное, о чём надо не забыть — предохранитель.

Игорь Калинин «Штирлиц» 2007.09.18

© GAZ-21.SU 2007