Аккумуляторы аа покупают на 070.com.ua/category/akkumuljatory-aa-ni-mh/.

GAZ-21.SU — Общесоюзный клуб волговодов


Почему Волга?

Этот вопрос естественным образом возникает у всякого, кто узнаёт, что у вас есть М-21 или желание её приобрести. Ведь это же старьё, хлам!! Зачем? Когда есть столько удобных современных машин. Жигули, например… (тут следует гомерический хохот волговодов и занавес). Но если для тех, кто в теме, всё и так ясно, то людям со стороны может быть действительно трудно взять в толк, что же особенного в этом «металлоломе», и зачем в самом деле с ним связываться. Попробуем осветить этот вопрос как для скептиков, так и для тех, кто подумывает «перейти» в «волжскую» веру.

Надо сказать, тут есть много аспектов. Разных людей Волги привлекают по разным причинам. Кого-то по их совокупности. Причины есть психологического, исторического, прагматического (как ни странно) и даже эзотерического характера.

Начнём с самого простого и понятного всем (если растолковать) аспекта. Как это ни покажется странным, Волга — экономически выгодная (при определённых условиях) машина. Нет, речь не идёт о мелких предпринимателях, которых машина так или иначе кормит — либо как такси, либо как собственный транспорт при решении рабочих вопросов, хотя и тут возможны варианты. Но давайте рассмотрим простого человека, которому автомобиль нужен как средство передвижения — съездить на дачу, перевезти мебель, побывать в другом городе. (Надо оговориться, для города Волга не сильно приспособлена. Но если ежедневные городские поездки — не 90% загрузки, то лучше Волги нет автомобиля, особенно если средства не позволяют приобрести новую иномарку). Так вот, преимущество Волги в том, что будучи один раз на совесть сделанной и при надлежащем уходе (а то и без него) она практически не ломается и может служить годами с минимальными затратами — бензин, смазка, стоянка и техосмотр, плюс иногда лампочки и шины, а если уж и возникает необходимость в ремонте, то детали значительно дешевле, чем у иномарок. Волгу лишь надо один раз сделать на совесть и из качественных деталей.

Тут, правда, неопытного владельца ждут две засады. Первая — качество запчастей. Как тщательно ни ремонтируй машину, а если запчасти китайские или просто некачественные отечественные, то переделывать придётся рано или поздно, и скорее даже очень рано. Второе — если мало опыта в ремонте, то после «кривой» сборки или неправильной регулировки узел может скоро поломаться. Пример — перетянутый ремень помпы. Довольно быстро подшипник выходит из строя. Поэтому при ремонте надо применять только проверенные качественные запчасти, в идеале из старых запасов производства СССР, и быть очень внимательным и чётко следовать руководствам. Конечно, при этом неизбежны какие-то ошибки, на которых строится ваш опыт. Но вы можете быть уверены: если вы всё сделали правильно и использовали качественные запчасти, вы можете забыть о ремонте данного узла на многие годы (не о нём вообще — обслуживание никто не отменял). А поскольку запчасти для Волг стоят относительно недорого, ремонт можно выполнять своими силами, и вообще ремонтировать приходится не часто, возникает экономия.

Далее, Волги сами по себе стоят не очень дорого. Если у вас есть, скажем, 5-6 тысяч у.е., которые вы планируете потратить на приобретение автомобиля, то если исключить из рассмотрения Таврии и Жигули (в самом деле, мы же сказали «приобретение автомобиля»?), вы можете потратить их следующим образом: за 2-3 тысячи приобрести саму машину в очень приличном состоянии; за 1-1.5 тысяч отдать её в капитальный ремонт кузова с перекраской и антикором; за 500 у.е. (±) капитально отремонтировать двигатель, сделав его практически новым; ещё за 1-1.5 тысяч решить все остальные вопросы, например купить новые шины, перетянуть салон, заказать новый руль, если старый рассохся, провести комплекс разумных и полезных модернизаций — бесконтактное зажигание, новый карбюратор, доработка печки, замена крыльчатки радиатора и термостата на более эффективные, установка аварийной сигнализации, механического датчика стоп-сигнала, доработка указателей поворота для их заметности, подкрылки, стояночный тормоз с приводом на задние колёса, противотуманки и др. В результате вы получите автомобиль, который будет по своим свойствам практически новый, а благодаря модернизациям будет не намного уступать современным автомобилям по качествам, однако затраченная на его сумма будет вполне разумной и посильной, при этом благодаря отсутствию нужды выкладывать её сразу это выйдет фактически как кредит: первый взнос — покупка автомобиля, и далее по мере реставрации и модернизации.

При дальнейшей эксплуатации Волга также не будет обходиться сильно дорого. У исправной машины с небольшими доработками расход топлива по трассе составляет 10±2 литра, а в городском цикле 15±3 (в наше время переполненность городов машинами вносит свои коррективы, лет 20 назад расход в городе был существенно меньше). Если сравнить с «одноклассниками», то есть автомобилями аналогичного объёма мотора (2.5 л) и снаряжённой массы (1.5 т), то мы увидим, что пусть они и расходуют меньше благодаря инжекторным двигателям с компьютерным управлением, но им требуется качественный бензин АИ-95, в то время как Волга ездит на АИ-80 (он же А-76 по старым ГОСТам), который существенно дешевле, и в результате стоимость километра пробега отличается незначительно (ну а что в конечном итоге вас интересует). Однако если у владельца той иномарки случаются какие-то проблемы или поломки, ему прямая дорога на фирменное СТО, где стоимость ремонта может быть очень высокой не по факту его сложности, а по факту наличия у человека такой машины, а цены на запчасти, привезённые из Европы и Америки такие же, как там — где они формируются исходя из зарплат местного населения, а не наших. Взять, к примеру, тормозные колодки, которые могут стоить около 50 долларов пара, а на Волгу в десять раз меньше.

С другой стороны за те же деньги (5-6 тысяч у.е.) можно приобрести подержанную иномарку в возрасте лет 15-20 (если не рассматривать микролитражки класса Таврии). Однако не забывайте: на Западе это предельный срок жизни автомобиля, как правило, от них избавляются гораздо раньше, когда им 5-10 лет, так что вы можете приобрести себе проблемы. Но стоимость запчастей будет значительно выше, а чинить самостоятельно — проблематично. Так что не стоит сразу говорить, что на эти деньги вы лучше купите себе Опель 1990 года или Ауди 1989-го. Надо ещё хорошо подумать вначале. А вот Волга за те же деньги будет как новая и доставлять вам только радость.

Таким образом, Волга — не настолько дорогая в целом машина, как может показаться, а где-то даже и очень выгодная, как ни странно.

Следующий аспект — психологический. Хотя Жигули — самая массовая машина нашей страны и многие люди считают их за хороший автомобиль, а для кого-то они вообще предел мечтаний, определённая категория людей не то чтобы эти машины не переваривает, но просто не может пересилить себя и сесть за их руль. Что ни говори — а Жигули старая машина, изначально сделанная для нищих итальянцев. То, что нашу страну загнали в рамки этой тесной жестянки, так же печально и характерно, как и застой во всём, идеологическая промывка мозгов, «железный занавес» и многое другое в то мрачное время (конец шестидесятых — конец восьмидесятых). А Волга характеризует начало хрущёвской оттепели в конце пятидесятых, надежды людей на лучшее после сталинских ужасов, страшной войны и послевоенных трудностей. Она — как птица, рвущаяся в небо. Жигули же — подрезанные крылья, рождённый ползать, который летать не может. Пусть это и более дешёвая в эксплуатации машина. Но не всё определяется деньгами, и не для всех автомобиль просто средство передвижения. Садясь в Жигули, ты чувствуешь себя просто человечком, которому лучше не выделяться из серой массы и всё, что нужно — две комнаты в хрущобе и двести рублей зарплаты, и моя хата с краю. А в Волге ты чувствуешь себя Человеком, который ничем не ограничен и готов к чему-то стремиться, покорять, добиваться, и хочет от жизни большего, чем крышу над головой (нередко протекающую) и кусок хлеба с колбасой (мокрой или сухой).

В рамках того же аспекта Волга идеально подходит тем, кто хочет выделяться. Время, когда это можно было сделать с помощью дорогого автомобиля, прошло. Сейчас, когда богатых людей очень много, а программы кредитования распространены, грубо говоря, любой дурак может купить себе джип. Волга же, особенно в хорошем состоянии, неизменно привлекает внимание на улице, как мало какая другая машина. И её владелец вызывает гораздо больший интерес, чем хозяин крутой иномарки. Ведь последнему достаточно иметь деньги, даже не обязательно очень много — к сожалению, идиотская американская мода жить в долг приходит и к нам. А на место первого не многие решатся встать. А между тем, мало таких красивых и стильных машин. Если не считать современников Волги из Америки, которые и в самой Америке встречаются нечасто, не многие автомобили могут стать рядом с Волгой по красоте. Приятно ведь ездить на автомобиле, который обращает на себя внимание? И при этом не надо быть (или строить из себя) распальцованным бизнесменом.

Исторический аспект не менее важен. Волга для многих являет собой воплощение того хорошего, что было в нашей стране тогда, полвека назад, и не только. Глядя на неё, сразу вспоминаешь Гагарина (у которого, кстати, тоже была Волга) и многое другое из той удивительной эпохи — шестидесятых, Кто-то ностальгирует по СССР, глядя на Волгу. У кого-то детство неразрывно связано с ней…

И наконец, для некоторых людей играет роль такая не совсем понятная другим вещь, как душа машины. Они воспринимают автомобиль как живое существо со своими привычками и замашками, скажем, как коня. В этом плане Волга особенная. Как никакая другая машина, она не поломается в дороге, и обязательно довезёт вас до дома, и у самого порога у неё откажет что-то, что давно должно быть отказать. Но и никакая другая машина не откажется в упор заводиться, если хозяин собрался ехать туда, куда ему лучше не ехать сейчас. Она даже может приревновать вас к девушке! Это не та машина, которую купил-поездил-продал. Она с вами всю жизнь, с ней вы общаетесь, как с другом. Не предавайте её. То есть, не продавайте.

А теперь примите к сведению фактические преимущества Волги над другими автомобилями. Попробуйте найти автомобиль, у которого есть всё из нижеперечисленного при разумной цене. В лучшем случае — половина пунктов, даже если опустить требование цены.

  • Очень просторный салон, удобные диваны (не хуже тех, что у вас дома). По сути дела, в Волгу не залазишь, а входишь и садишься на диван. И сидишь на нём по-человечески, как на стуле, а не вынужден вытягивать ноги вперёд или сидеть на корточках, закрывать коленями уши, скрючившись при этом и стукаясь головой о потолок и боковые стёкла. А при желании отдохнуть или заняться сексом можно разложить диван, получив при этом двуспальную кровать, и вам не будет мешать ни руль, ни коробка передач и ручной тормоз, ни подголовники. Хотя в принципе можно ничего и не раскладывать, задний диван сам по себе достаточно большой. При необходимости перевезти вещи на Волге редко приходится страдать от недостатка места или слишком крупногабаритных предметов.
  • Крепкий, прочный, мало подверженный коррозии (особенно у первой и второй серии) кузов (благодаря использованию очень высококачественной стали). Можно увидеть Жигули и Москвичи с дырами в крыльях, но не Волгу. При авариях сохраняет общие очертания кузова, то есть не бывает всмятку. Опять-таки, можно увидеть Таврии и Жигули, обвернутые вокруг столба или с крышей, продавленной до пола, но не «Волгу». Конечно, отсутствие ремней безопасности значительно уменьшает это преимущество, но всё же лучше, если машину не надо резать автогеном, чтобы извлечь оттуда плоские останки водителя и пассажиров, тем более что всё равно мало кто из владельцев Жигулей пользуется ремнями.
  • Очень хороший накат благодаря большим колёсам, плавной подвеске и относительно большой массе — возможность экономить топливо. Плавность хода, меньше тряски — Волга просто плывёт по дороге. Благодаря большой массе машина устойчивее на дороге, чем малолитражки.
  • Очень эластичный двигатель. Всего три передачи. Почти как автомат.
  • Лучшая, чем у большинства легковых автомобилей (кроме, разумеется, настоящих джипов-непаркетников) проходимость, особенно по снегу. Надо сказать, что многим паркетникам Волга может дать фору.
  • Высокая надёжность, прочность, ресурс и ремонтопригодность в целом. Отсутствие электроники. Хороший доступ к агрегатам при ремонте, простота узлов. Многие детали взаимозаменяемы с другими ГАЗами (в том числе с «Волгами» поздних моделей) и с УАЗами, соответственно не являются дефицитом и дёшевы. Найти специалистов по ремонту или отремонтировать самому довольно легко.
  • Возможность применения самого дешёвого бензина и некритичность к его качеству.

Так что, как видите, у владельцев Волг есть веские и не всегда субъективные причины выбрать именно эту машину.

Игорь Калинин «Штирлиц» 2007.08.26

© GAZ-21.SU 2007