GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Автомобиль ГАЗ-21 «Волга»

Устройство (цветной альбом 1972 г.)

Стартер (лист 14)


1 — подшипник
2 — крышка со стороны привода
3 — упорный винт
4 — прокладка
5 — защитный кожух рычага
6 — рычаг
7 — корпус
8 — обмотка возбуждения
9 — полюс
10 — шток электромагнитного тягового реле
11 — возвратная пружина
12 — сердечник электромагнитного тягового реле

13 — обмотка электромагнитного тягового реле
14 — электромагнитное тяговое реле с включателем
15 — контактный диск включателя
16 — крышка включателя с клеммами
17 — стойка пружины
18 — катушка с сердечником
19 — ярмо
20 — якорь дополнительного реле
21 — контакты
22 — крышка дополнительного реле
23 — основание
24 — тормозное устройство

25 — крышка со стороны коллектора
26 — стяжной болт
27 — щетки
28 — пружина щетки
29 — щеткодержатель
30 — защитная лента
31 — коллектор
32 — полумуфты включения
33 — буферная пружина
34 — направляющая втулка со шлицами
35 — якорь
36 — ролик

37 — наружная обойма муфты свободного хода
38 — плунжер
39 — пружина плунжера
40 — шестерня
41 — кожух муфты свободного хода
42 — муфта свободного хода
43 — ось рычага
44 — втулка стопорного кольца
45 — стопорное кольцо
46 — шайба стопорного кольца
47 — вал якоря

Пуск двигателя осуществляется стартером типа СТ113.

Характеристика стартера:

Направление вращения со стороны привода:Правое
Номинальное напряжение в В:12
Номинальная мощность (с батареей 6-СТ-54ЭМ) в л.с.:1,5
Потребляемый ток на холостом ходу в А:Не более 100
Число оборотов холостого хода в о6/мин:Не менее 5000
Потребляемый ток при полном торможении и напряжении на клеммах 9 В в А:Не более 525
Тормозной момент в кГм:1,6

Установлен стартер с левой стороны двигателя. Включается поворотом ключа включателя зажигания в положение «Пуск».

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи 6-СТ-54-ЭМ. Принцип действия стартера основан на взаимодействии магнитного поля обмоток возбуждения и магнитного поля проводников, расположенных в якоре. В результате такого взаимодействия магнитных полей обмоток возбуждения и проводников якоря якорь будет вращаться. Для создания вращения якоря необходимо переключать электрический ток его проводников в определённой последовательности. Эту функцию выполняют коллектор и щетки. Коллектор установлен на валу якоря, и к нему подключены все проводники, расположенные в пазах якоря.

В корпусе 7 стартера установлены четыре полюса с обмотками возбуждения 8. Якорь 33 стартера представляет собой пакет, набранный из листовой электротехнической стали. Вал якоря вращается в двух подшипниках скольжения, которые установлены в крышке 2 (со стороны привода) и в крышке 23 (со стороны коллектора). В крышке 23 установлены щетки 27 в щеткодержателях 29. Щетки прижимаются к коллектору пружинами 28.

На валу 47 якоря установлен привод, который состоит из шестерни 40, роликовой муфты свободного хода 42, направляющей втулки 34, буферной пружины 33, предбуферной пружины, двух полумуфт включения 32 и стопорных колец.

Шестерня 40 служит для зацепления с зубчатым венцом маховика двигателя. Роликовая муфта свободного хода служит для предохранения якоря от повышенных оборотов после пуска двигателя. Направляющая втулка 34 соединяется с валом 47 через винтовые шлицы. Буферная пружина 33 обеспечивает ввод шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика в том случае, если зуб шестерни упрётся в зуб зубчатого обода маховика. Предбуферная пружина обеспечивает выключение электрической части стартера в случае, если двигатель не запускается.

Роликовая муфта свободного хода работает следующим образом. При включении стартера привод вводится в зацепление с венцом маховика, крутящий момент от вала якоря передается на втулку 34 через шлицы. От втулки 34 крутящий момент передается на наружную обойму 37. Поворачиваясь по часовой стрелке, обойма 37 оказывается заклиненной роликами 36 с цилиндрической частью шестерни 40, так как ролики под действием плунжеров 38 и пружин 39 находятся в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой 37 начинают вращаться шестерня привода и венец маховика.

После запуска двигателя маховик с венцом начинает вращаться быстрее, а вместе с ними и шестерня 40 стартера. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни 40 в более широкую честь фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают наружную обойму. В результате этого крутящий момент от работающего двигателя не передается якорю стартера.

Ввод привода в зацепление с венцом маховика двигателя и включение электрической части стартера осуществляются электромагнитным тяговым реле, которое закреплено на корпусе стартера. При включении тягового реле его втягивающая и удерживающая обмотки 13 создают магнитное поле, которое втягивает сердечник 12. Сердечник 12 имеет два штока, один связан с рычагом привода 6, а другой с контактным диском 15 включателя стартера. При перемещении сердечника 12 под действием магнитного поля рычаг 6 вводит привод в зацепление с венцом маховика, а контактный диск 15 включает электрическую часть стартера. После включения якорь стартера начинает вращаться, а вместе с ним и двигатель. Как только включился стартер, втягивающая обмотка тягового реле отключается контактным диском 13. После пуска двигателя стартер отключается за счет возвратной пружины 11.

Включение и отключение тягового реле осуществляется дополнительным реле типа РС502. Характеризуется оно следующими данными:

Номинальное напряжение в В:12
Напряжение, при котором реле замыкает контакты, в В:8—10
Напряжение, при котором контакты размыкаются в В:3—4
Зазор между разомкнутыми контактами в мм:0,4
Зазор между якорем и сердечником при замкнутых контактах в мм:не менее 0,1

Дополнительное реле установлено на щитке кузова в моторном отделении. Состоит из катушки с сердечником 18, ярма 19, якоря 20, контактов 21, возвратной пружины, основания 23 и крышки 22. При повороте ключа во включателе зажигания в положение «Пуск» питание поступает в катушку 18; якорь 20 притягивается, и контакты соединяются. При этом питание поступает в тяговое реле стартера. Для исключения случаев передержки стартера во включенном положении после пуска двигателя и включения стартера при работающем двигателе имеется специальная схема блокировки. Эта схема заключается в следующем (см. рис. на листе 14). Один конец обмотки дополнительного реле подключен через включатель к батарее, а второй конец через обмотку якоря генератора — к «массе». Когда двигатель не работает, дополнительное реле нормально включается через обмотку якоря. Но как только двигатель запустился и генератор начинает давать электрический ток, обмотка дополнительного реле начинает питаться от двух источников: от аккумуляторной батареи и генератора. При определенных оборотах двигателя напряжение генератора отключает дополнительное реле, а следовательно, и стартер. Включить стартер при работающем двигателе нельзя, так как напряжение генератора не позволяет сработать дополнительному реле.

Правила пользования стартером

  1. Включать стартер рекомендуется не более чем на 5 сек. Более длительное пользование может привести к перегреву стартера и повреждению аккумуляторной батареи.
  2. Повторное включение стартера следует производить через 10–15 сек.
  3. Как только двигатель запустился, необходимо немедленно отпустить ключ включателя зажигания, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
  4. Включать стартер при работающем двигателе запрещается.
  5. При температуре окружающего воздуха ниже –10°С рекомендуется перед запуском стартером произвести прогрев двигателя.
  6. Не рекомендуется трогать с места автомобиль путем прокручивания трансмиссии через двигатель стартером.
  7. После трёх-четырёх неудавшихся попыток запустить двигатель нужно проверить систему питания и зажигания.

Техническое обслуживание стартера

При каждом втором техническом обслуживании (ТО–2) необходимо:

  1. Проверить надежность крепления стартера к двигателю.
  2. Очистить стартер и тяговое реле от грязи.

Через каждое четвертое (ТО–2) необходимо:

  1. Снять стартер с двигателя.
  2. Снять защитную ленту и проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Она должна быть гладкой, без следов подгара. Загрязненный коллектор нужно протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Коллектор, имеющий следы подгара, необходимо зачистить мелкой стеклянной шкуркой. При сильном подгаре или неравномерном износе коллектор следует проточить на специальном станке.
  3. Проверить состояние щёток. Они должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях. Если высота щеток меньше 6–7 мм, их следует заменить новыми. Давление щеточных пружин на щетки должно быть в пределах 1 200—1 500 г. Усилие необходимо измерять динамометром вдоль оси щетки.
  4. Если щеткодержатели загрязнены, их следует протереть тряпкой, смоченной в бензине. После прочистки щеток и коллектора стартер продуть сжатым воздухом.
  5. При необходимости проверить регулировку стартера. Для этого осмотреть и зачистить контакты включателя. Проверить положение шестерни в выключенном положении, она должна находиться не более чем в 35 мм от фланца крепления. Проверить момент включения главных контактов, сняв защитный кожух 5 рычага. К корпусу стартера подсоединить минус аккумуляторной батареи, а между плюсом батареи и основным зажимом на включателе тягового реле включить контрольную лампочку. Затем, плавно нажимая на рычаг 6, определить, при каком расстоянии шестерни 40 от фланца крепления загорится контрольная лампочка. Это расстояние должно быть не менее 45 мм. При проверке необходимо слегка отжимать шестерню в сторону коллектора для выбора зазоров. Момент включения главных контактов регулируют поворотом штока 10 сердечника тягового реле. Для регулировки снимают штифт соединения рычага 6 со штоком. После регулировки штифт и кожух установить на место.

Предыдущий листСледующий лист