GAZ21.SU — Общесоюзный клуб волговодов М-21


Система вентиляции картера

Во время работы двигателя через неплотности поршневых колец, а также через зазоры между стержнем клапана и направляющей втулкой в картер проникает некоторое количество отработавших газов, в том числе воды и сернистого газа. Пары воды, конденсируясь в картере, вспенивают масло и приводят к образованию густых и липких эмульсий. Сернистый газ, соединяясь с водой, имеющейся в масле, образует сернистую и серную кислоты. Кислота, попадая вместе с маслом на рабочие поверхности деталей двигателя, разъедает их, ускоряя износ. Кроме этого, при пуске двигателя в цилиндрах конденсируется значительное количество паров бензина, которые, попадая в картер, разжижают масло и ухудшают его смазывающие свойства.

При помощи вентиляции из картера двигателя удаляются как пары бензина, так и отработавшие газы. Сроки смены масла при этом удлиняются, долговечность работы двигателя увеличивается.

Система вентиляции открытая, действует за счет разрежения, создаваемого во время движения автомобиля около конца вытяжной трубы (рис. 35).



На маслоналивном патрубке установлен фильтр вентиляции картера, состоящий из штампованного из листовой стали корпуса и находящегося внутри него фильтрующего элемента — канители из капроновой щетины.

Фильтр неразборный. Он удерживается на маслоналивном патрубке при помощи распорной пружины, приклепанной к корпусу (см. рис. 26).



Перед вытяжной трубой в боковой крышке установлен маслоуловитель, который препятствует уносу масла через вытяжную трубу.

Уход за системой вентиляции заключается в периодической промывке фильтра в керосине. После промывки нужно, предварительно удалив керосин, окунуть фильтр в масло и дать стечь лишнему маслу. Фильтр следует промывать через 3000 км пробега.

Основные неисправности системы смазки и способы их устранения

Причина неисправностиСпособ устранения
Повышенное давление масла на всех числах оборотов вала двигателя
1. Засорен редукционный клапан, вследствие чего плунжер клапана заедает в блоке и сливное отверстие не открывается1. Прочистить клапан, для чего надо отвернуть его пробку, расположенную под кронштейном генератора, удалить пружину и при помощи деревянной палочки вытащить плунжер, затем промыть детали, вычистить гнездо в блоке и, убедившись, что плунжер двигается свободно, поставить все детали на место
2. Засорен элемент фильтра грубой очистки; при этом масло пропускается через перепускной клапан и увеличивается сопротивление магистрали (на двигателях, где датчик манометра помещен на фильтре грубой очистки)2. Очистить фильтр
Пониженное давление масла при низком и среднем числе оборотов вала неизношенного двигателя
Засорен редукционный клапан, вследствие чего заедает его плунжерПрочистить клапан
Пониженное давление масла при всех числах оборотов вала двигателя
1. Чрезмерно изношены подшипники коленчатого вала1. Заменить вкладыши или применять более вязкое масло
2. Длительное перегревание двигателя, из-за чего масло чрезмерно разжижается2. Охладить двигатель
3. Изношена пружина редукционного клапана и ослабло её натяжение3. Заменить пружину
4. Изношен масляный насос, поэтому уменьшается его производительность4. Поставить между крышкой и корпусом насоса вместо паронитовой прокладки тонкую бумажную (из писчей бумаги)
Повышенный расход масла двигателем
1. Изношены поршневые кольца1. Заменить поршневые кольца (они требуют замены через 80 000—100000 км пробега)
2. Засорена система вентиляции картера, вызывающая повышенное давление газов в картере, и вытекает масло через сальники и неплотные соединения2. Прочистить трубку системы вентиляции картера и промыть фильтр
3. Утечка масла через сальники и неплотные соединения3. Заменить сальники и подтянуть соединения

Через 12 000 км пробега нужно снять вытяжную трубу и очистить её от смолистых отложений.