Цитата(ADK-XXI С-Пб @ 2010.12.07 13:33)
Просто эффективность работы двигателя зависит от многих факторов. В частности - от конструкции.
Правильно. И вот на какие мысли меня натолкнула уточняющая информация от
Nikitы. Между прочим, стыкующаяся со сведениями, которые я запомнил из нашумевшей в своё время статьи, рекламирующей К-151 на движках 2,445 л. (Эту статью обсуждали на форуме, я даже ссылку не буду искать).
Во-первых, я тоже заметил, как я писал выше, радикальную разницу в расходе топлива летом и зимой (более 4 литров). Причём на жигулёвском движке она меньше (около 1 литра).
А автор той статьи утверждал, что крайне нерекомендуется устанавливать на движки 2,445 л жигулёвские карбюраторы, так как нормальный режим жигулёвского движка находится в области более обогащённых смесей. Этот автор говорил: посмотрите, жигулёвские карбы обогреваются "водой". Волговские карбы обогреваются выпускным коллектором (температура выше), что позволяет повысить степень обеднения смеси. Именно поэтому соотношение "рабочий объём/расход" у этих движков разное, причём в пользу Волги!
Для "жигулей": 1,6 литра/9 (л/100 км) = 0,177 км;
Для "волг": 2,445 л/13 (л/100км) = 0,188 км.
Физическая суть этой величины - сколько километров проедет приведённый к единичному объёму цилиндров двигатель в жигулёвском и в волговском режиме обеднения на условном количестве топлива (если пренебречь влиянием той или иной массы автомобиля). Условно можно сказать (без учёта массы автомобиля), что
(0,188-0,177)/0,177 = 6,2%, то есть волговский двигатель питается на 6% более бедной смесью.
Проверим расчёты другим путём.
1,6 л/ 80 л.с. =0,02 л/л.с.
2,445 л/ 100 л.с. = 0,02445 л/л.с. (это я взял двиг 2,445 с той же степенью сжатия, что и жигулёвский).
(0,02445 - 0,02)/0,02 = 22%, то есть удельная мощность движка волговского меньше на пятую часть. С одной стороны, это - меньшая форсировка обеспечивает больший ресурс (это мы и видим), и с другой стороны эта низкая форсировка позволяет больше извращаться с обеднением смеси. Почему цифры разные - потому что эксплуатационный расход мы считали не в предельном режиме эксплуатации двигателей (а брали средний реальный расход, я брал цифры из лично своей статистики по ВАЗ-2106 и по ГАЗ-21), а последнее соотношение - это именно предельный режим движка, т.к. максимальную мощность ещё нужно снять.
Далее. Возьмём ВАЗ-2106 1984 года с ГП=4,1 и ГАЗ-24 того же года с ГП=4,1. Легко видеть, что если пренебречь диаметром колеса (это нужно сделать чтобы одновременно пренебречь разницей масс автомобилей - лапоть туда - лапоть сюда), то на 1000 оборотов коленчатого вала машины проедут примерно одинаковые расстояния. 100 километров - прикидка даёт 225 тыс. оборотов коленчатого вала.
Соответствующие двигатели засасывают за это время:
225 тыс. оборотов Х 1,6 литра/4 такта = 90 тыс. литров смеси;
225 тыс. оборотов Х 2,445 литра / 4 такта = 137,5 тыс. литров смеси.
137,5/90 = 1,52, то есть Волга на 52% потенциально больше сожрёт. Но реальные цифры не дают 52%, а реальные цифры в смешанном цикле 13/9 = 1,44 (44%).
Опять получается, что смесь в Волге более бедная, на 8%.
Это я так долго расписывал, чтобы показать следующие вещи:
- запихивая более горячий воздух в двигатель Волги, чем в двигатель жигулей, мы обедняем смесь и менее эффективно используем рабочий объём;
- двигатель Волги менее эффективен за счёт меньшей плотности воздуха в смеси (меньшая эффективность = больший ресурс);
А реально мы используем такой огромный рабочий объём - 2,445? Ведь ту же мощность мы ныне снимаем с иномарочных двигателей и при 1,4 л объёма. Вот и возникла мысль ещё менее эффективно использовать рабочий объём волговского двигателя, что эквивалентно его уменьшению. А значит, стараться экономить топливо.
Короче, я понял, что нужно греть, и это более критично, чем для "жигулей".