Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Странное поведение реле
Международный клуб волговодов GAZ-21.Org > Матчасть (щёлкнуть ТУТ для просмотра тем) > Электрооборудование
Stirlitz
Уже не в первый раз сталкиваюсь с таким явлением, которое меня полностью ставит в тупик...

Допустим, есть простое реле, которое работает на замыкание. Т.е. два силовых контакта — один с источника тока, второй на потребитель, и два управляющих — один плюс, другой масса. Если масса подключена постоянно, и реле управляется плюсом, то проблем как будто бы нет. Во всяком случае, уверенно не скажу.

А вот если реле управляется минусом? Тогда один и тот же плюс разветвляется и на силовой вход, и на управляющий. И вот, при такой коммутации реле иногда то включаются сами, то не выключаются при отключении управляющей массы... Учитывая, что корпус у них, как правило, пластиковый, сомнительно, чтобы они себе брали массу где-то на стороне. Тем не менее, факт... Помогает запитать такие реле с разных проводов, хотя тут уже какая-то нелогичность: ведь источник тока-то всё равно один, вопрос лишь в длине проводов!

Что это может быть и как с этим бороться, есть идеи? Вообще, кто-то с таким явлением встречался? Или это моя карма недофизика?

Вот ещё подумал: ведь штатное реле сигналов так и управляется, массой с кнопки руля. У него даже контактов 3. Один и силовой вход, и на обмотку. Один управление массой и последний силовой вывод на дудки... Работает же...
Retromehanik +1
Поставь диод на минус.
Mayor
Цитата(Stirlitz @ 2020.09.15 19:29) *

это моя карма недофизика?


Сам же ответил.

Цитата(Stirlitz @ 2020.09.15 19:29) *

штатное реле сигналов … Работает же…


У меня по этой схеме и доп фары включаются…уж лет 40 как… И проблем не наблюдалось.

Ну а в принципе такое поведение возможно, когда в управляющем минусом проводе неважная изоляция.

В промышленных схемах релейной защиты и автоматики отдельно оговорено то что управление не должно осуществляться цепью с нулевым потенциалом, и всегда в схемах обмотки реле которым подается управление в цепи находятся последними и одним из своих концов соединены с нулем. При такой схематике при повреждениях вызываюзих КЗ в схеме управления, происходит авт отключение защитных устройств ( автоматы и предохранители)…и всё обесточивается. А вот если вместо нуля на обмотке сидела фаза …произошло бы самопроизвольное срабатывание …последствия коего ещё неизвестно чем кончится.
Stirlitz
С изоляцией всё в порядке.

По поводу промышленных требований логично. Но в автомобиле ничего страшного не должно быть.

Но физику так и не понимаю.
Mayor
Физика проста. Потенциал управляющего провода пока он не замкнут на массу - равен напряжению питания ( через обмотку это проходит)… При наличии в цепи неких проблем с сыростью, грязюкой итп прелестями возникает некая связь с массой, ток через которую может стать достаточным для срабатывания…или не отпускания реле… Современные потребляют оч мало ( порядка 0.1-0.2А) и поэтому достаточно чувствительны в этом плане. Старые добрые железные реле сигналов потребляют вдвое больше.

Когда же реле включено правильно - одним концом на минусе…то для того чтобы получить такой же бзик, на его управляющем входе должен откуда то появиться плюс. Так вот плюсу самопроизвольно появиться сложнее ( должна быть или горелая проводка или ошибка в схеме).

А вот с массой проще - она кругом вокруг и для её проникновения бывает просто сырой погоды и пыли хватить.



Цитата(Stirlitz @ 2020.09.16 12:05) *

в автомобиле ничего страшного не должно быть.


Эт смотря что на это реле наворотили unsure.gif Если всего лишь фары…то утром разряженную АКБ получим…Ну а если запуск мотора mad.gif
Валентин В.В.
А что у тебя управляет минусом на этом реле?
Кнопка, тумблер? Что еще подключено к этому реле? Индикаторная лампочка? Еще хоть что-то есть?

Stirlitz
Да, простая кнопка. Один провод из неё на реле, другой на кузов. Лампочек нету.

Цитата(Mayor @ 2020.09.16 11:16) *

Физика проста. Потенциал управляющего провода пока он не замкнут на массу - равен напряжению питания ( через обмотку это проходит)… При наличии в цепи неких проблем с сыростью, грязюкой итп прелестями возникает некая связь с массой, ток через которую может стать достаточным для срабатывания…или не отпускания реле… Современные потребляют оч мало ( порядка 0.1-0.2А) и поэтому достаточно чувствительны в этом плане. Старые добрые железные реле сигналов потребляют вдвое больше.
Интересно... 12 В и пробивает через воздух? smile.gif

Но вот что любопытно. Такой эффект в последний раз возник, когда я подключил заднюю противотуманку к передним. Вот только передние включаются при включенном зажигании, а заднюю запитал от общего провода. Когда врезал в управляющий минус реле от зажигания, то глюки прекратились...
Mayor
Цитата(Stirlitz @ 2020.09.16 14:30) *

Интересно… 12 В и пробивает через воздух? smile.gif


Через сырость и грязюку.

У меня хохма была в переключателе указателя поворотов - в его панели контактной группы от износа образовались лунки в изоляторе. И в лунках накопилась некая грязюка которая ещё и продукты износа содержали. Как результат реле указателя поворота иногда самопроизвольно пощелкивало, а после выключения поворотника долго не успокаивалось выдавая длинные очереди щелчков. Эта грязюка образовывала сопротивление в цепи и реле его воспринимало как цепь с перегоревшей лампой ( повышенное сопротивление) и щелкало без устали.
Stirlitz
Машина только собрана, грязи и сырости практически нет, многое новое...
Hellbomb
Эта тема любит проявлять себя в виде внезапного срабатывания сигналов на Газ-24, там где провод крутится вместе с рулем.
Это текстовая версия — только основное содержимое. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.