Итак, какое бесконтактное зажигание подходит для установки на Волгу и как его установить? В двух словах, «зубильное» или «восьмёрочное» — с датчиком Холла. Для начала — несколько ссылок:
- www.volga-gaz.ru/tunung/?url=34
- www.zr.ru/arch38016.html
- www.ate2.ru/?id=42
- mygaz21i.narod.ru/garage/modern/engine/zazh/bsz.htm
- www.uazbuka.ru/ate2.htm
- gaz24volga.narod.ru/bsz2108.htm
- www.gazclub.ru/faq/?mess_id=445
- kudesnik.pp.ru/articles.php?lng=ru&pg=42
В принципе, не всем так не везёт, и если поставить электронный усилитель искры и разгрузить эти контакты, то станет легче… Но всё равно БСЗ лучше.
Теперь по существу.
ПРЕИМУЩЕСТВА
В двух словах: 1) отсутствие проблем с контактами трамблёра (то есть нет как их подгорания, уменьшения УЗСК, так и «зависания» или «дребезга» на высоких оборотах), 2) более мощная, качественная искра, стабильная характеристика. Что это даёт:
- уменьшение шумности двигателя, более ровная работа;
- стабильные обороты холостого хода, уменьшение троения на ХХ;
- увеличение максимальных оборотов;
- облегчение запуска двигателя, в том числе и в мороз и при севшем аккумуляторе;
- улучшение приёмистости, уменьшение провалов при разгоне;
- снижение расхода топлива;
- уменьшение объёмов обслуживания;
- возможность использования импортных аналогов катушек зажигания и коммутаторов…
- трамблёр 5406.3706-05 с датчиком Холла производства АТЭ-2. Он аналогичен соответствующему трамблёру от ВАЗ-2108 или Москвича. Но это специальный трамблёр для Волг и Газелей. Внешне он имеет алюминиевый корпус и чёрную крышку не с пружинными замками, а двумя винтами (и неспроста; открывать эту крышку приходится гораздо реже, чем у контактного). Внимание: в природе существует также бесконтактный трамблёр для Волги индукционного типа — он хуже по своим данным! Внешне отличается тем, что крышка — как у старого. Стоит около 160 гривен.
- катушка зажигания 27.3705 производства АТЭ-2. Тут всё просто: катушка от ВАЗ-2108. Стоит гривен 40.
- коммутатор 76.3734 также от ВАЗ-2108 — примерно 40 гривен. (Хотя можно его не покупать — см. примечание ниже. Кстати, опасайтесь подделок — на фотографии ниже справа оригинал, слева левак).
- жгут проводов с разъёмами (проверить, нормально они входят куда надо при покупке). Стоит 15 гривен.
- привод трамблёра от УАЗ (родной имеет одну шлицу, а нужно две) — около 50 гривен. Если у вас уже стоит такой привод под два шипа или универсальный, то не нужно. Но если стоит родной под один шип — выхода нет.
- реле на замок зажигания.
- Общая стоимость переделки составляет около 300 гривен (подразумевается замена привода трамблёра, хотя это может и не понадобиться).
- Рекомендую в качестве коммутатора использовать октан-корректор АД5+. И вообще, если ставить БСЗ, то сразу вкупе с ним. Почувствуете солидную разницу!! Тогда переделка обойдётся вдвое дороже, то есть около $100 (из 300 грн вычитается стоимость коммутатора, а AD5 стоит около $50). Но оно того стоит.
- У катушек и коммутаторов есть импортные аналоги. Например, Bosch ZS 115, ZS 106; Facet 9.6041; Beru ZM 039 Order No.: 0 040 401 039. Есть и улучшенные отечественные варианты, например 0.227.100.137, 0529.3734.
- На трамблёре должен быть силуминовый хомут крепления. Приобрести отдельно его нелегко, так что не теряйте. К тому же, он легко ломается, так что не перетяните его. Лучше фиксировать трамблёр с помощью винтика в стояке, а хомут пусть для красоты будет. Уж очень он хрупкий.
- Рекомендуется также заменить ВВ провода на силиконовые и поставить новые свечи, соответствующие по калильному числу вашей степени сжатия и бензину. Чтобы почувствовать разницу.
- Есть смысл иметь в ЗИПе датчик Холла, коммутатор, бегунок, крышку трамблёра. Хотя лично мне за год эксплуатации ничего из этого не понадобилось.
Ничего сложного нет. Нет нужды обращаться к специалистам. Единственная возня, которая может возникнуть — это замена привода трамблёра (родной «лопаткой» на уазовский «вилкой»). Кстати, настоятельно рекомендую просверлить в стояке отверстие и нарезать резьбу для надёжной фиксации трамблёра. Перед тем, как начинать, установите коленвал в положение ВМТ на первом цилиндре по метке на шкиве коленвала (сняв крышку трамблёра, убедитесь, что бегунок стоит напротив контакта первого, а не четвёртого цилиндра). Чтобы правильно вставить привод трамблёра, надо повернуть его так, чтобы шлицы были не параллельно двигателю, а под углом 45° — тогда при зацеплении шестерён он провернётся и станет параллельно. Привод маслонасоса надо сориентировать на 30…35°. После этого надо вставить трамблёр в привод, сняв предварительно крышку, и убедиться, что бегунок стоит напротив первого цилиндра (у этого трамблёра положение бегунка и соответственно ВВ провода отличается от положения бегунка в контактном; на крышке есть цифра «1» напротив разъёма под провод первого цилиндра). Подключаете ВВ провода на свечи. После этого остаётся подключить катушку и коммутатор и соединить их жгутом проводов. При подключении катушки один из проводов (который на старой катушке идёт на клемму «ВК») не используется, и его надо заизолировать. Провод с катушки на конденсатор трамблёра, естественно, отпадает вообще. От старой системы используется лишь провод от замка зажигания. Два провода от жгута идут: синий (вместе с оранжевым проводом от замка зажигания) на клемму «Б» («+»), красный (коричневый) на клемму «К» («-»). Логика, конечно, своеобразная, но что делать… Кстати, оранжевый провод лучше подключить не напрямую к катушке, а к управляющему контакту реле (второй контакт на массу), а через основные контакты реле пустить «+» на катушку непосредственно с клеммы «Я» реле-регулятора РР-24.
Коммутатор можно привинтить к моторному щиту над кожухом печки. Можно просверлить отверстия и нарезать резьбу, а если вы лентяй, как и я, то можно просто саморезами. Не забыть на один из них накинуть чёрный провод массы. Надо иметь в виду, что коммутатор должен хорошо охлаждаться при работе.
ЗАМЕЧАНИЯ
- Хочется ещё раз подчеркнуть, что хомут крепления трамблёра сделан из силумина наверно полным ИДИОТОМ, ДЕБИЛОМ, НЕДОНОСКОМ. Как можно додуматься делать из силумина деталь, которую положено затягивать? Это тоже самое, что пластмассовые вкладыши, например. Ломается на раз!! А найти потом очень трудно. Я когда искал, нашёл — за тридцать гривен. Не, ну я потом нашёл и за три, но уже в другом городе, и в единственном месте в единственном экземпляре. Но когда у меня этот хомут лопнул на трассе, и зажигание ушло в дикую рань, а я и не понял сразу, было очень неприятно. Тут есть два варианта: либо сделать в стояке дырку с резьбой (см. в соответствующей ветке) и фиксировать трамблёр винтиком, либо приспособить крепление контактного трамблёра… Правда, я пока не придумал, как это сделать. Впридачу ко всему, оно ещё и тоньше того силуминового. Но это решается с помощью старой упорной шайбы распредвала. А вот как прикрепиться к трамблёру? Надо его разбирать, сверлить отверстия и нарезать резьбу. Но что-то не хочется…
- На замок зажигания желательно ставить реле. Во-первых, разгружается сам замок. Без реле он может перегореть со временем. Во-вторых, уменьшаются потери электричества в зажигании.
- При БСЗ не стоит проверять наличие искры на массу. Может сгореть коммутатор. И скидывать клемму с аккумулятора при работающем двигателе тоже нежелательно.
- Не забудьте, что бегунок трамблёра крутится ПРОТИВ часовой стрелки. И порядок работы цилиндров 1-2-4-3. А расположение контактов на крышке бесконтактного трамблёра отличается от стандартного на 180°.
- В принципе, можно трамблёр и не покупать, а переделать старый контактный, вставив в него датчик Холла… Мечта идиота. Тогда вообще с виду будет всё родное. Коммутатор можно заныкать, например в салон. Ну разве что жгут проводов выдаст. Но это кропотливая работа, собрать такой трамблёр.
- Обслуживание БСЗ заключается в основном в поддержании в чистоте трамблёра (особенно его крышки) и свечных проводов.
- Благодаря более мощной искре можно и нужно несколько увеличить зазор между электродами свечи зажигания.
- Чем плох бесконтактный индукционный трамблёр? Нестабильностью характеристики. Датчик Холла не зависит от оборотов.
• www.club2108.ru/cxem/images/scheme2_big.jpg
— там расписано, какой проводок куда втыкать на коммутаторе. Это на случай, если жгут проводов надо будет собирать по проводку, чтобы знать, какой разъём куда идёт.