• на современных маслах она практически не работает. Через ФТО проходит лишь около 10% масла, а ФГО вообще ничего не фильтрует, так как в масле просто не бывает частиц таких размеров за счёт моющих и растворяющих свойств (40 лет назад такие масла если и были, то не в широком употреблении);
• ФТО несколько снижает давление масла;
• ФТО требует лишний литр масла в систему;
• шланги вечно «потеют» и кроме того есть опасность потерять масло при повреждении шланга;
• процедура замены фильтрующего элемента малоприятная.
Вот интересная цитата по теме:
Цитата
Развитие моторостроения тесно связано с производством соответствующих моторных масел. Так, в 50-е годы ”автол” и СУ предопределили в конструкциях автомобильных моторов тех лет двухступенчатую систему с фильтрами грубой и тонкой очистки. Причем, первый, через который проходило все масло, задерживал частицы размером более 120 микрон, а второй, через который шла лишь часть его, — более мелкие.
Дело в том, что масла тех лет не обладали диспергирующими (то есть разделяющими) свойствами, и продукты загрязнения их слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, которые быстро забивали основной фильтр — грубой очистки (если помните, его нужно было ежедневно проворачивать вручную, счищая с пластин грязь). Второй фильтр — тонкой очистки — работал параллельно с основным и очищал лишь часть масла, находящегося в обороте.
Количество примесей после заливки свежей смазки постепенно нарастало до определенного уровня, при котором возникала необходимость новой замены. Заводы рекомендовали владельцам старых ”москвичей” и ”волг” периодичность смены масла в двигателях через 2—3 тысячи километров, что как раз и соответствовало накоплению в масле примерно 1,6 процента вредных частиц. Тогда же и нужно было установить ”свежий” элемент фильтра тонкой очистки вместо прежнего, полностью забитого отложениями грязи, и выпустить отстой из фильтра грубой очистки.
В 60-е годы появилось новое масло АС-8 с улучшенными физико-химическими характеристиками и комплексной присадкой ВНИИНП-360. Загрязняющие его абразивные частицы уже не слипаются и не выпадают в осадок. Это обстоятельство существенно облегчает процесс очистки: ведь система масло—грязь более однородна, и можно равномерно профильтровать всю смазку, поступающую в двигатель.
А как ”работает” такое масло или, например, современное М10Г в ”волговском” двигателе ЗМЗ—21?
В фильтре грубой очистки грязь совсем не задерживается, так как ее частицы для этого малы. Зато в фильтре тонкой очистки она очень быстро забивает поры картонного элемента и блокирует фильтр — очистка масла резко ухудшается. При старых маслах типа СУ крупные частицы задерживались, как вы помните, фильтром грубой очистки и на поверхности картонного цилиндра фильтра тонкой очистки, не проникая в его поры. И при неизменной системе очистки замена масла, хотя само оно намного лучше, требуется столь же часто, как и раньше. Словом, преимущества современных моторных масел при старой двухступенчатой системе очистки сводятся на нет.
В общем, всё говорит в пользу полнопоточной системы, тем более что на потомках ГАЗ-21А так и сделано. Реализовать такую систему довольно легко. Потребуется лишь переходник, который ставится вместо ФГО. На него ставится одноразовый накручивающийся фильтр (в просторечии — «вазовский», хотя дело не в ВАЗе). Переходник можно купить у продавцов, специализирующихся на ГАЗ-20/21/22 или заказать у токаря. Чертежи будут позднее, пока фотографии таких переходников:Дело в том, что масла тех лет не обладали диспергирующими (то есть разделяющими) свойствами, и продукты загрязнения их слипались в крупные асфальто-смолистые частицы, которые быстро забивали основной фильтр — грубой очистки (если помните, его нужно было ежедневно проворачивать вручную, счищая с пластин грязь). Второй фильтр — тонкой очистки — работал параллельно с основным и очищал лишь часть масла, находящегося в обороте.
Количество примесей после заливки свежей смазки постепенно нарастало до определенного уровня, при котором возникала необходимость новой замены. Заводы рекомендовали владельцам старых ”москвичей” и ”волг” периодичность смены масла в двигателях через 2—3 тысячи километров, что как раз и соответствовало накоплению в масле примерно 1,6 процента вредных частиц. Тогда же и нужно было установить ”свежий” элемент фильтра тонкой очистки вместо прежнего, полностью забитого отложениями грязи, и выпустить отстой из фильтра грубой очистки.
В 60-е годы появилось новое масло АС-8 с улучшенными физико-химическими характеристиками и комплексной присадкой ВНИИНП-360. Загрязняющие его абразивные частицы уже не слипаются и не выпадают в осадок. Это обстоятельство существенно облегчает процесс очистки: ведь система масло—грязь более однородна, и можно равномерно профильтровать всю смазку, поступающую в двигатель.
А как ”работает” такое масло или, например, современное М10Г в ”волговском” двигателе ЗМЗ—21?
В фильтре грубой очистки грязь совсем не задерживается, так как ее частицы для этого малы. Зато в фильтре тонкой очистки она очень быстро забивает поры картонного элемента и блокирует фильтр — очистка масла резко ухудшается. При старых маслах типа СУ крупные частицы задерживались, как вы помните, фильтром грубой очистки и на поверхности картонного цилиндра фильтра тонкой очистки, не проникая в его поры. И при неизменной системе очистки замена масла, хотя само оно намного лучше, требуется столь же часто, как и раньше. Словом, преимущества современных моторных масел при старой двухступенчатой системе очистки сводятся на нет.
© Vadim
Его размеры: толщина 20, длина 100, высота 80, диаметр фланца под фильтр 72, расстояние между центрами отверстий под шпильки 68, диаметр этих отверстий 11. В верхней части переходника предусмотрено отверстие для датчика давления масла.
А это — мой:
Вот ещё:
© Msqaut.Narod.Ru
И ещё:
При установке следует учесть три момента.
1. Первый — очень важный. Нельзя перепутать вход и выход масла из фильтра. Масло подаётся из насоса внизу, а выходит из фильтра в его центре и подаётся в главную магистраль вверху. Если поставить переходник вверх ногами (что легко сделать), то масло в систему не пойдёт — обратный клапан фильтра не пустит, и в лучшем случае разорвёт фильтр, в худшем — стукнет двигатель. В Сети можно найти чертежи такого переходника, у которого боковые части по форме выглядят так, что так и тянет поставить его вверх ногами. Не то безграмотность, не то провокация В общем, предупреждён — вооружён.
2. Фланец на картере следует тщательно зашкурить и возможно даже доработать напильником, чтобы сделать его совершенно ровным, иначе возможна утечка масла. Вырезать прокладку из паронита, тонкий слой герметика — и привинтить.
3. Так как на ФГО крепится датчик давления, при установке переходника может возникнуть вопрос, куда ставить датчик. Оптимально сделать переходник уже с отверстием под датчик (как на фото выше), но если так не получилось — то придётся воспользоваться технологической пробкой на главной магистрали, где-то за выпускной трубой — вместо неё вставить переходник под резьбу датчика (она коническая 1/4", а пробка — 1/8"; заказать у токаря за 5 гривен). Впрочем, у последних выпусков «Волг» датчик штатно ставится под генератором в переднем торце двигателя, так что проблем быть не должно. Тем не менее, лучше переходник с отверстием под датчик, так как в него можно вставить механический датчик или аварийный на лампочку.
Кстати, выкидывать саму кастрюлю ФТО при переходе на полнопоточную систему не стоит. Из неё получается отличный бардачок для всевозможной мелочёвки, например лампочки, герметики, хомутики, штуцера и прочая дребедень. Либо запас гаек и болтов. Или можно сделать расширительный бачок для радиатора (который на ГАЗ-21 штатно не предусмотрен). Плюс — создаётся иллюзия оригинала. Если же вы поклонник стопроцентного оригинала и не хотите расставаться с этой системой, то у вас не должно быть особых сложностей с покупкой фильтрующих элементов, только смотреть придётся не в магазинах, а на развалах, и масло придётся менять не реже, чем каждые 3-5 Мм, и желательно пользоваться наиболее качественным…
Ссылки по теме:
• www.supergaz21.narod.ru/new_material/filtr.htm
• www.msqaut.narod.ru/Garage/MFPereh.htm
• garage-m21.narod.ru/garage/filtr.htm