GAZ-21.Org — Международный клуб волговодов


Установка передних дисковых тормозов

Барабанные тормоза ГАЗ-21 не отличаются высокой эффективностью, что усугубляется отсутствием усилителя. Однако эффективность торможения — не единственный неудобный параметр. Вообще-то, полностью исправные и правильно отрегулированные тормоза ГАЗ-21 вполне справляются со своими обязанностями в нормальных условиях эксплуатации. Сложности начинаются при внедорожной езде, городских гонках и на горных дорогах. А также… после десятка мегаметров пробега. Прежде всего, тормозные колодки требуется регулярно подводить вручную по мере износа их и барабана. Впрочем, эта проблема решается заменой всех рабочих тормозных цилиндров на аналогичные самоподводящиеся от ГАЗ-24 — они полностью взаимозаменяемы с РТЦ ГАЗ-21, неотличимы внешне (большой плюс для сторонников оригинала). Но это не решает все проблемы. Тормозные барабаны при износе и перегреве принимают эллиптическую форму, что не только снижает эффективность торможения, но и делает его неравномерным.

Недостатки барабанных тормозов в сравнении с дисковыми

  1. Неравномерность торможения (особенно при перегреве);
  2. Сильное снижение действенности после прохождения глубоких луж (необходимо сушить их резкими нажатиями на педаль или минут десять ждать — а за это время многое может случиться);
  3. Сильное снижение действенности в результате перегрева после интенсивных (частых и сильных) торможений (например, при городских гонках или езде по горным дорогам);
  4. Отказ после попадания в глубокую жидкую глинистую грязь (устраняется разборкой и чисткой);
  5. Слабая эффективность при удержании автомобиля, скатывающегося назад на сильном уклоне;
  6. Деформация барабанов при интенсивной езде в дождь;
  7. Необходимость в более частой смене барабанов, нежели дисков. Протачивать барабаны следует в сборе со ступицей.

(В то же время, следует отметить, что при езде по грязным дорогам, но без экстрима (то есть когда не приходится постоянно ездить в жидкой грязи глубиной полметра) дисковые тормоза больше, чем барабанные, страдают от грязи и могут даже отказать при попадании мелких камешков (вернее, песчинок) между колодками и диском; во всяком случае, износ дисков и колодок высок. Барабанные тормоза не такие открытые для внешних воздействий).

Таким образом, видно, что дисковые тормоза не лишены смысла. Однако их установка на ГАЗ-21 — не тривиальная задача. Первая проблема юридического характера — сертификация в ГАИ. В противном случае такая переделка не даст вам легально пройти техосмотр, и в случае аварии вы можете оказаться виноватым просто по факту наличия несанкционированных изменений в тормозной системе автомобиля.

Вторая трудность техническая — достать планшайбы (переходные пластины). Они изготавливаются индивидуально, из специальной стали марки 20 и со строгими допусками. В магазине их не купишь. Нужно искать специалиста, который сможет изготовить пластины по чертежам.

Если эти вопросы удалось решить, то можно переходить к делу.

Подготовительные работы

При подготовительных работах потребуется:

  1. Токарь.

    Первым делом надо определиться, что лучше протачивать, диск или ступицу. Тормозной диск ГАЗ-2217 имеет внутренний диаметр 100 мм. Наша ступица — 110 мм. Таким образом диск не садится на ступицу. Мое мнение таково. Если ступица заведомо кривая, то лучше проточить диск и под него подобрать потом ступицу. Если ступица нормальная, можно проточить её. Я выбрал проточку ступицы. Шпильки при этом надо выбить, т.к. все равно их надо менять на удлиненные от ГАЗ-3102.

  2. Фрезеровщик.

    Здесь надо прикинуть, где стачивать рычаг рулевой трапеции левый и правый, деталь №21-3001031 и 21-3001030 соответственно. Точить их надо до начала изгиба на 5 мм со стороны, прилегающей к планшайбе в месте фрезеровки одного из отверстий. Можно на фрезерном, можно напильником, кому как удобнее. На фрезерном надо взять фрезу покрепче, т.к. на мои рычаги ушло по фрезе.

  3. Болгарка.

    Нужно вырезать из старого щита переднего тормоза (21-3501012 и 21-3501013) подобие грязеотражателей. Приблизительно маркером или чем-либо ещё отметить границу выреза под скобу, предварительно приложив планшайбу и скобу. Вырезать лишнее болгаркой.

Снять колесо, барабан, ступицу. Открутить 4 болта крепления тормозного щита и снять его. Шланги можно просто перерезать. Перед этим только желательно под крышку ГТЦ подложить полиэтилен и завернуть крышку, в целях исключения потери тормозной жидкости.

WARNING!

Тормозная жидкость БСК (красная, с запахом касторового масла) не предназначена для использования в дисковых тормозных механизмах ввиду низкой температуры кипения. Если жидкость БСК, то её необходимо сменить на другую класса DOT-3 или DOT-4, промыв магистраль и задние РТЦ.

Сборка

Для сборки потребуется:

  1. Планшайбы (переходные пластины).
  2. Удлинённые колёсные шпильки и проставки под колёсные диски.
  3. Скоба переднего дискового тормоза правая и левая ГАЗ-31105 «Волга».
  4. Диски передних тормозов ГАЗ-2217 «Соболь» — 2 шт.
  5. Шланги тормозные задние ГАЗ-2410 (не путать с ГАЗелевскими, у которых мелкий шаг резьбы) — 2 шт.
  6. Болты штуцеров тормозных шлангов ГАЗ-31105 Волга — 2 шт.
  7. Переходники 10-12 под наши тормозные трубки 12 мм — 2 шт.
  8. Медные шайбы 10 мм — 8 шт.
  9. Фиксаторы тормозных шлангов ВАЗ-классика — 2 шт.
  10. Дрель со сверлом на 12 мм.

Стойку передней подвески снять. Я снимал в связи с ремонтом подвески. Если не предвидится ремонт подвески, то можно под пружину подставить опору и опустить машину с домкрата, разгрузив рычаги. После этого стойку можно снимать. Далее подсборка. Зажать стойку в тисках, перевернуть щит отбортовкой в направлении от тормозного диска или внутрь, приложить, совместив при этом отверстия в щите, кулаке и планшайбе. При этом на планшайбу желательно закрепить скобу.

После чего собрать все и проверить совместимость деталей, возможно надо будет подточить в некоторых местах вырез под скобу. После этого можно все собирать. Если стойка снята, то перед установкой лучшее её собрать с рычагом и планшайбой. Диск и скобу ставить сразу не советую — слишком громоздкая и тяжелая конструкция, резьбовые пальцы будет вкручивать не удобно. Их проще будет закрепить на установленную стойку. После установки стойки на место, одевается ступица с предварительно установленными удлиненными шпильками, затягивается гайка, шплинтуется пока подходящим гвоздем. После чего одевается диск. Диск затягивается теми же винтами, что и барабан. Далее закрепляется скоба. Скобы одинаковы. Различается на левую и правую по расположению штуцера прокачки. На корпусе имеется штуцер прокачки и технологическое отверстие расположенное симметрично относительно штуцера прокачки, предназначенное для его установки. Скобу надо расположить таким образом, чтобы штуцер прокачки располагался выше технологического отверстия. Если наоборот, то скобу надо ставить на другую сторону. Шайбы-фиксаторы имеют отверстие 10 мм. Их необходимо увеличить до 12 мм путем рассверливания. После чего скоба крепится к планшайбам. Для крепления нужны спецболты крепления суппорта ГАЗель, Волга, Соболь.

Если после установки диск будет подтирать о скобу — не беда. Это вылечится при затяжке колесного диска.

Далее шланги. Подсоединяем шланг к переходнику-удлиннителю через медную шайбу и к суппорту при помощи болта через медные шайбы. Далее шланг нужно продеть в отверстие кронштейна на кузове для крепления родного шланга и только после этого завинтить переходник 10-12, для того чтобы вкрутить родной штуцер тормозной трубки на 12. Наживить трубку и вставить фиксатор шланга. После этого трубка затягивается окончательно и одеваются колеса. Далее регулировка затяжки ступичных подшипников по инструкции с временной шплинтовкой, например гвоздем.

Прокачка

Одеть 2 трубки на штуцеры прокачки, штуцеры ослабить. Залить жидкость в ГТЦ до максимума и нажать несколько раз на педаль тормоза до тех пор, пока половина объема жидкости уйдет из бачка. После того как жидкость польется из трубки, педаль отпустить, спуститься вниз и завернуть штуцера. Несколько раз нажать на педаль тормоза до появления жесткости. После этого можно ехать.

В моем случае при езде обратило на себя внимание незначительное подтирание дисков о скобу при резких поворотах влево. Скрежет неприятный, при этом он исчезал при торможении. Это следствие недостаточной затяжки ступичных подшипников. Подтяжка ступичных гаек на 2 прорези исправило ситуацию. Причем затяжка была сильнее, чем обычно. Я всегда предпочитал их чуть прослабить.

Впечатления

Первые 5 км езды приходилось сильно давить на педаль. Было ощущение, что не хватает вакуумника. Однако после 8-10 км видимо колодки притерлись и повышение эффективности торможения я ощутил весьма существенно. Это выражалось в уменьшении силы, прикладываемой к педали для эффективного торможения. Субъективно, педаль жёсткая, но давить на неё теперь надо раза в 2 слабее. Ни малейшего намека на увод в сторону. Имеет место существенное сокращение тормозного пути. Как проверил? Очень просто. Есть у нас одна полоса торможения, перед которой я вынужден был тормозить заранее ещё в левом ряду. Теперь я могу начинать тормозить намного позже, уже проехав половину этой полосы и без проблем вписываюсь в поворот. Со скорости 110 км/ч торможение ровное и мощное, при этом не напряжное. Одновременно увеличился диапазон усилий от момента схватывания до момента срыва в юз. Теперь можно более точно дозировать усилие на педаль, однако при экстренном торможении давление на педаль все равно не такое как с барабанными. В пробке на уклоне в 15% машину удерживать стало легко. Ранее я каждую минуту менял ноги. В общем, если до этого с барабанными езда без вакуумника иногда напрягала, то теперь я понял окончательно, что это лишняя деталь в тормозной системе. Теперь немного из неприятного. При торможении в юз на асфальте задние колеса блокируются раньше. Это обуславливает необходимость замены задних РТЦ с диаметром манжет 32 мм, на другие с диаметром манжет 28 мм. В лужи не стоит после торможения заезжать: диски ведутся на ура. Я уже поменял.

Бюджет переделки — около $250 без стоимости самой работы (менял сам).

Иллюстрации:

photo.qip.ru/users/shtabs/1290420/

photo.qip.ru/users/shtabs/2024398/

photo.qip.ru/users/maddog1974/2068119/

popovitch.io.ua/album222276

Антон «Надпоручик» (Воронеж) — матчасть, Игорь Калинин «Штирлиц» — вступление, Виктор Михайлов «Shtabs» и Андрей Попов «Popovitch» — иллюстрации. 2008.03.09, дополнено 2015.07.24.

© GAZ-21.Org 2008-2015